Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности
В России действует Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон регулирует отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, устанавливая правовые, экономические и организационные основы для стимулирования этих процессов.
Закон направлен на достижение следующих целей⁚
- Снижение уровня энергопотребления в всех секторах экономики.
- Повышение эффективности использования энергетических ресурсов.
- Сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
- Развитие рынка энергоэффективных технологий и услуг.
Федеральный закон № 261-ФЗ затрагивает широкий круг вопросов, включая⁚
- Требования к энергоэффективности зданий, строений и сооружений.
- Порядок проведения энергетических обследований (энергоаудита).
- Внедрение приборов учета энергетических ресурсов.
- Государственную поддержку энергоэффективных проектов.
- Ответственность за нарушение требований закона.
Знание положений Федерального закона № 261-ФЗ необходимо для всех субъектов хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, а также для граждан, заинтересованных в эффективном использовании энергетических ресурсов и сохранении окружающей среды.
Основные положения закона
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года устанавливает ряд ключевых положений, направленных на комплексное решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности в России. Рассмотрим основные из них⁚
- Определение основных понятий. Закон даёт определения ключевым терминам, таким как «энергосбережение», «энергетическая эффективность», «энергетические ресурсы», «энергосервисный контракт» и др. Четкое толкование этих понятий обеспечивает единообразное понимание и применение закона всеми участниками процесса.
- Установление принципов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. К таким принципам относятся⁚
- поддержка экономически обоснованных инвестиций в энергосбережение;
- доступность информации об эффективном использовании энергетических ресурсов;
- ответственность за несоблюдение требований энергосбережения и энергоэффективности.
- новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений;
- энергопотребляющего оборудования (в т.ч. бытовой техники);
- производственных процессов.
- Регулирование проведения энергетических обследований (энергоаудита). Закон определяет порядок проведения обязательных и добровольных энергетических обследований, а также требования к квалификации энергоаудиторов. Энергетические обследования позволяют выявить потенциал энергосбережения и разработать мероприятия по его реализации.
- Стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности. Закон предусматривает различные меры государственной поддержки энергоэффективных проектов, такие как⁚
- налоговые льготы;
- субсидии;
- льготное кредитование.
Эти меры призваны стимулировать инвестиции в энергосберегающие технологии и повышать экономическую привлекательность энергоэффективных проектов.
Закон устанавливает требования к энергоэффективности для⁚
Эти требования направлены на снижение удельного потребления энергоресурсов и повышение эффективности их использования.
Закон устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушение требований энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это является важным механизмом обеспечения соблюдения закона и достижения его целей.
Основные положения Федерального закона № 261-ФЗ создают правовую основу для перехода России к энергетически эффективной экономике, снижения энергетической интенсивности ВВП и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.
Требования к энергоэффективности зданий
Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» уделяет особое внимание энергоэффективности зданий. Это обусловлено тем, что здания являются одними из основных потребителей энергии и, следовательно, имеют значительный потенциал для энергосбережения.
Закон устанавливает следующие требования к энергоэффективности зданий⁚
- Обязательное соответствие зданий требованиям энергетической эффективности. Новые здания, а также реконструируемые здания должны соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности. Эти требования касаются ограждающих конструкций (стен, окон, крыши), систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения, освещения.
- Обязательное оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов. Все здания должны быть оснащены приборами учета потребления тепловой энергии, электроэнергии, горячей и холодной воды. Это позволяет контролировать объемы потребления ресурсов и выявлять возможности для экономии.
- Энергетическое обследование (энергоаудит) зданий. Для многоквартирных домов и зданий, занимаемых государственными и муниципальными учреждениями, проведение энергетического обследования является обязательным. Энергоаудит помогает определить потенциал энергосбережения здания и разработать комплекс мер по его реализации.
- Присвоение класса энергетической эффективности зданиям. По результатам энергетического обследования зданию присваивается класс энергетической эффективности от A++ (наивысший) до G (наинизший). Информация о классе энергоэффективности должна быть размещена на фасаде здания.
Соблюдение требований к энергоэффективности зданий позволяет⁚
- Снизить затраты на оплату энергоресурсов.
- Повысить комфортность проживания или работы в здании.
- Уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
- Повысить рыночную стоимость здания.
За нарушение требований к энергоэффективности зданий предусмотрена административная ответственность.
Стимулирование энергосбережения
Федеральный закон № 261-ФЗ не только устанавливает требования к энергоэффективности, но и предусматривает меры стимулирования для тех, кто активно внедряет энергосберегающие технологии и практики. Эти меры направлены на то, чтобы сделать энергоэффективные решения более доступными и привлекательными для граждан, бизнеса и организаций.
Основные инструменты стимулирования энергосбережения включают⁚
- Финансовая поддержка. Государство предоставляет различные формы финансовой поддержки энергоэффективных проектов, такие как⁚
- Субсидии на возмещение части затрат на проведение энергоаудита, внедрение энергосберегающих технологий, установку приборов учета энергоресурсов.
- Льготные кредиты на реализацию энергоэффективных проектов.
- Налоговые льготы для предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии.
- Нормативно-правовое регулирование. Законодательство создает благоприятные условия для развития рынка энергоэффективных товаров и услуг, например⁚
- Вводятся требования к энергоэффективности продукции, что стимулирует производителей разрабатывать и выпускать более экономичные модели.
- Упрощаются процедуры согласования и подключения к сетям для объектов, использующих возобновляемые источники энергии.
- Создаются стимулы для развития энергосервисных компаний, которые предоставляют услуги по повышению энергоэффективности на условиях разделения полученной экономии.
- Информационно-просветительская работа. Государство и общественные организации проводят информационные кампании, направленные на⁚
- Повышение осведомленности населения о важности энергосбережения.
- Распространение знаний о современных энергоэффективных технологиях.
- Формирование культуры бережного отношения к энергоресурсам.
Эффективное использование мер стимулирования способствует более активному внедрению энергосберегающих технологий, что приводит к экономии энергоресурсов, снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению конкурентоспособности экономики.
Энергосервисные контракты
Одним из эффективных инструментов, стимулирующих энергосбережение и предусмотренных Федеральным законом № 261-ФЗ, являются энергосервисные контракты (ЭСК). Этот механизм позволяет привлекать инвестиции в повышение энергоэффективности без необходимости капитальных вложений со стороны потребителя.
В рамках ЭСК энергосервисная компания (ЭСКО) обязуется⁚
- Провести энергетическое обследование объекта.
- Разработать и реализовать комплекс мер по повышению энергоэффективности.
- Профинансировать все затраты, связанные с реализацией проекта.
Заказчик, в свою очередь, обязуется⁚
- Предоставить ЭСКО доступ к объекту для проведения работ.
- Оплачивать услуги ЭСКО за счет достигнутой экономии энергоресурсов.
Преимущества ЭСК для заказчика⁚
- Отсутствие необходимости капитальных вложений.
- Гарантированное снижение расходов на энергоресурсы.
- Передача рисков, связанных с реализацией проекта, ЭСКО.
- Возможность модернизации оборудования без дополнительных затрат.
Преимущества ЭСК для ЭСКО⁚
- Получение стабильного дохода за счет экономии энергоресурсов заказчика.
- Возможность реализации своих компетенций в области энергоэффективности.
- Участие в развитии рынка энергосберегающих технологий.
Энергосервисные контракты – это взаимовыгодный механизм, который способствует повышению энергоэффективности, снижению затрат на энергоресурсы и развитию инноваций в этой сфере.