Обозначения на схемах задвижек
В инженерной документации и схемах трубопроводов задвижки обозначаются специальными символами и условными знаками․ Эти обозначения позволяют быстро и точно определить тип задвижки, ее рабочее положение, а также наличие дополнительных элементов, таких как привод, ручка, и другие․
Виды задвижек
На схемах трубопроводов задвижки обозначаются различными символами в зависимости от их типа․ Рассмотрим наиболее распространенные виды задвижек и их условные обозначения⁚
- Задвижка клиновая⁚ Обозначается прямоугольником с диагональной линией, пересекающей его по диагонали․ Эта линия символизирует клиновый затвор, который обеспечивает герметичность задвижки․
- Задвижка параллельная⁚ Обозначается прямоугольником с двумя параллельными линиями, расположенными внутри него․ Эти линии символизируют параллельные затворы, которые перемещаются вдоль оси задвижки․
- Задвижка шиберная⁚ Обозначается прямоугольником с двумя пересекающимися линиями внутри․ Эти линии символизируют шиберный затвор, который перемещается перпендикулярно оси задвижки․
- Задвижка дисковая⁚ Обозначается кругом с диагональной линией, пересекающей его по диагонали․ Эта линия символизирует дисковый затвор, который вращается вокруг оси задвижки․
- Задвижка шаровая⁚ Обозначается кругом с двумя пересекающимися линиями внутри․ Эти линии символизируют шаровой затвор, который вращается вокруг оси задвижки․
- Задвижка запорная⁚ Обозначается прямоугольником с горизонтальной линией внутри․ Эта линия символизирует запорный элемент, который блокирует поток жидкости․
- Задвижка регулирующая⁚ Обозначается прямоугольником с вертикальной линией внутри․ Эта линия символизирует регулирующий элемент, который позволяет изменять поток жидкости․
- Задвижка обратного хода⁚ Обозначается прямоугольником с двумя стрелками, направленными в противоположные стороны․ Эти стрелки символизируют возможность открытия и закрытия задвижки в обоих направлениях․
Важно отметить, что в некоторых случаях на схемах могут использоваться более сложные обозначения, включающие дополнительные элементы, такие как привод, ручка, и другие․ Однако, основные обозначения, приведенные выше, являются универсальными и используются в большинстве случаев․
Обозначения основных элементов
Помимо обозначения типа задвижки, на схемах трубопроводов часто используются условные знаки для обозначения основных элементов задвижки․ Эти обозначения помогают понять конструкцию задвижки, ее принцип работы, а также ее функциональные особенности․ Рассмотрим наиболее распространенные обозначения основных элементов задвижки⁚
- Корпус задвижки⁚ Обозначается прямоугольником или окружностью, в зависимости от типа задвижки․ Внутри корпуса может быть изображен затвор, который символизирует рабочую часть задвижки․
- Затвор⁚ Обозначается различными символами в зависимости от типа задвижки․ Например, для клиновой задвижки затвор обозначается диагональной линией, для параллельной задвижки ‒ двумя параллельными линиями, а для дисковой задвижки ‒ кругом․
- Шток⁚ Обозначается вертикальной линией, соединяющей корпус задвижки с ручкой или приводом․ Шток служит для передачи движения от ручки или привода к затвору․
- Ручка⁚ Обозначается кругом или квадратом, расположенным на конце штока․ Ручка используется для ручного управления задвижкой․
- Привод⁚ Обозначается различными символами в зависимости от типа привода․ Например, для электропривода используется символ в виде круга с двумя вертикальными линиями внутри, а для пневмопривода ⎼ символ в виде круга с двумя горизонтальными линиями внутри․
- Уплотнительное кольцо⁚ Обозначается кольцевой линией, расположенной вокруг затвора или корпуса задвижки․ Уплотнительное кольцо обеспечивает герметичность задвижки․
- Фланец⁚ Обозначается прямоугольником или окружностью, расположенным на корпусе задвижки․ Фланец служит для соединения задвижки с трубопроводом․
Важно отметить, что на схемах могут использоваться различные комбинации этих обозначений, в зависимости от конкретной задвижки и ее конструкции; Однако, основные обозначения, приведенные выше, являются универсальными и используются в большинстве случаев․
Обозначения рабочих положений
На схемах трубопроводов, помимо обозначения типа задвижки и ее основных элементов, важно указывать рабочее положение задвижки․ Это необходимо для того, чтобы понять, открыта или закрыта задвижка в данный момент, а также для определения направления потока рабочей среды․ Существует несколько стандартных способов обозначения рабочих положений задвижек⁚
- Открытое положение⁚ Обозначается символом, который показывает, что затвор задвижки полностью отведен от проходного сечения, обеспечивая свободный проход рабочей среды․ Чаще всего используються следующие символы⁚
- Круг⁚ Внутри круга может быть изображен символ стрелки, указывая направление потока рабочей среды․
- Прямоугольник⁚ Внутри прямоугольника может быть изображен символ стрелки, указывая направление потока рабочей среды․
- Линия⁚ Прямая линия может использоваться для обозначения открытого положения задвижки, при этом направление линии может указывать направление потока рабочей среды․
- Закрытое положение⁚ Обозначается символом, который показывает, что затвор задвижки полностью перекрывает проходное сечение, препятствуя проходу рабочей среды․ Чаще всего используются следующие символы⁚
- Крестик⁚ Крестик внутри корпуса задвижки обозначает, что задвижка закрыта․
- Точка⁚ Точка внутри корпуса задвижки обозначает, что задвижка закрыта․
- Линия⁚ Перечеркнутая линия может использоваться для обозначения закрытого положения задвижки;
Важно отметить, что конкретные символы для обозначения рабочих положений задвижек могут варьироваться в зависимости от стандартов и условий проектирования․ Однако принципы обозначения остаются едиными и позволяют однозначно определить рабочее положение задвижки на схеме․
Обозначения дополнительных элементов
Помимо обозначения типа задвижки и ее рабочих положений, на схемах часто указываются дополнительные элементы, которые могут быть присутствовать в конструкция задвижки․ Эти элементы могут включать в себя привод, ручку, датчики и другие устройства, необходимые для управления задвижкой․ Для обозначения дополнительных элементов используются условные знаки и символы․
- Привод⁚ Обозначается символом, который показывает тип привода и его местоположение․ Например, электрический привод может быть обозначен символом в виде электродвигателя, гидравлический привод ‒ символом в виде гидравлического цилиндра, пневматический привод ‒ символом в виде пневматического цилиндра․
- Ручка⁚ Обозначается символом в виде ручки, которая может быть изображена на корпусе задвижки или в отдельном блоке․
- Датчики⁚ Обозначаются символом в виде круга с буквой «D» внутри․ Рядом с символом может быть указан тип датчика (например, датчик положения, датчик давления)․
- Другие элементы⁚ Для обозначения других дополнительных элементов, таких как блоки управления, вентили, фильтры, используются условные знаки и символы, которые определяются стандартами и условиями проектирования․
Важно отметить, что конкретные символы для обозначения дополнительных элементов задвижек могут варьироваться в зависимости от стандартов и условий проектирования․ Однако принципы обозначения остаются едиными и позволяют однозначно определить наличие и тип дополнительных элементов задвижки на схеме․