Обозначения на схемах задвижек

Обозначения на схемах задвижек

В инженерной документации и схемах трубопроводов задвижки обозначаются специальными символами и условными знаками․ Эти обозначения позволяют быстро и точно определить тип задвижки, ее рабочее положение, а также наличие дополнительных элементов, таких как привод, ручка, и другие․

Виды задвижек

На схемах трубопроводов задвижки обозначаются различными символами в зависимости от их типа․ Рассмотрим наиболее распространенные виды задвижек и их условные обозначения⁚

  • Задвижка клиновая⁚ Обозначается прямоугольником с диагональной линией, пересекающей его по диагонали․ Эта линия символизирует клиновый затвор, который обеспечивает герметичность задвижки․
  • Задвижка параллельная⁚ Обозначается прямоугольником с двумя параллельными линиями, расположенными внутри него․ Эти линии символизируют параллельные затворы, которые перемещаются вдоль оси задвижки․
  • Задвижка шиберная⁚ Обозначается прямоугольником с двумя пересекающимися линиями внутри․ Эти линии символизируют шиберный затвор, который перемещается перпендикулярно оси задвижки․
  • Задвижка дисковая⁚ Обозначается кругом с диагональной линией, пересекающей его по диагонали․ Эта линия символизирует дисковый затвор, который вращается вокруг оси задвижки․
  • Задвижка шаровая⁚ Обозначается кругом с двумя пересекающимися линиями внутри․ Эти линии символизируют шаровой затвор, который вращается вокруг оси задвижки․
  • Задвижка запорная⁚ Обозначается прямоугольником с горизонтальной линией внутри․ Эта линия символизирует запорный элемент, который блокирует поток жидкости․
  • Задвижка регулирующая⁚ Обозначается прямоугольником с вертикальной линией внутри․ Эта линия символизирует регулирующий элемент, который позволяет изменять поток жидкости․
  • Задвижка обратного хода⁚ Обозначается прямоугольником с двумя стрелками, направленными в противоположные стороны․ Эти стрелки символизируют возможность открытия и закрытия задвижки в обоих направлениях․

Важно отметить, что в некоторых случаях на схемах могут использоваться более сложные обозначения, включающие дополнительные элементы, такие как привод, ручка, и другие․ Однако, основные обозначения, приведенные выше, являются универсальными и используются в большинстве случаев․

Обозначения основных элементов

Помимо обозначения типа задвижки, на схемах трубопроводов часто используются условные знаки для обозначения основных элементов задвижки․ Эти обозначения помогают понять конструкцию задвижки, ее принцип работы, а также ее функциональные особенности․ Рассмотрим наиболее распространенные обозначения основных элементов задвижки⁚

  • Корпус задвижки⁚ Обозначается прямоугольником или окружностью, в зависимости от типа задвижки․ Внутри корпуса может быть изображен затвор, который символизирует рабочую часть задвижки․
  • Затвор⁚ Обозначается различными символами в зависимости от типа задвижки․ Например, для клиновой задвижки затвор обозначается диагональной линией, для параллельной задвижки ‒ двумя параллельными линиями, а для дисковой задвижки ‒ кругом․
  • Шток⁚ Обозначается вертикальной линией, соединяющей корпус задвижки с ручкой или приводом․ Шток служит для передачи движения от ручки или привода к затвору․
  • Ручка⁚ Обозначается кругом или квадратом, расположенным на конце штока․ Ручка используется для ручного управления задвижкой․
  • Привод⁚ Обозначается различными символами в зависимости от типа привода․ Например, для электропривода используется символ в виде круга с двумя вертикальными линиями внутри, а для пневмопривода ⎼ символ в виде круга с двумя горизонтальными линиями внутри․
  • Уплотнительное кольцо⁚ Обозначается кольцевой линией, расположенной вокруг затвора или корпуса задвижки․ Уплотнительное кольцо обеспечивает герметичность задвижки․
  • Фланец⁚ Обозначается прямоугольником или окружностью, расположенным на корпусе задвижки․ Фланец служит для соединения задвижки с трубопроводом․

Важно отметить, что на схемах могут использоваться различные комбинации этих обозначений, в зависимости от конкретной задвижки и ее конструкции; Однако, основные обозначения, приведенные выше, являются универсальными и используются в большинстве случаев․

Обозначения рабочих положений

На схемах трубопроводов, помимо обозначения типа задвижки и ее основных элементов, важно указывать рабочее положение задвижки․ Это необходимо для того, чтобы понять, открыта или закрыта задвижка в данный момент, а также для определения направления потока рабочей среды․ Существует несколько стандартных способов обозначения рабочих положений задвижек⁚

  • Открытое положение⁚ Обозначается символом, который показывает, что затвор задвижки полностью отведен от проходного сечения, обеспечивая свободный проход рабочей среды․ Чаще всего используються следующие символы⁚
    • Круг⁚ Внутри круга может быть изображен символ стрелки, указывая направление потока рабочей среды․
    • Прямоугольник⁚ Внутри прямоугольника может быть изображен символ стрелки, указывая направление потока рабочей среды․
    • Линия⁚ Прямая линия может использоваться для обозначения открытого положения задвижки, при этом направление линии может указывать направление потока рабочей среды․
  • Закрытое положение⁚ Обозначается символом, который показывает, что затвор задвижки полностью перекрывает проходное сечение, препятствуя проходу рабочей среды․ Чаще всего используются следующие символы⁚
    • Крестик⁚ Крестик внутри корпуса задвижки обозначает, что задвижка закрыта․
    • Точка⁚ Точка внутри корпуса задвижки обозначает, что задвижка закрыта․
    • Линия⁚ Перечеркнутая линия может использоваться для обозначения закрытого положения задвижки;

Важно отметить, что конкретные символы для обозначения рабочих положений задвижек могут варьироваться в зависимости от стандартов и условий проектирования․ Однако принципы обозначения остаются едиными и позволяют однозначно определить рабочее положение задвижки на схеме․

Обозначения дополнительных элементов

Помимо обозначения типа задвижки и ее рабочих положений, на схемах часто указываются дополнительные элементы, которые могут быть присутствовать в конструкция задвижки․ Эти элементы могут включать в себя привод, ручку, датчики и другие устройства, необходимые для управления задвижкой․ Для обозначения дополнительных элементов используются условные знаки и символы․

  • Привод⁚ Обозначается символом, который показывает тип привода и его местоположение․ Например, электрический привод может быть обозначен символом в виде электродвигателя, гидравлический привод ‒ символом в виде гидравлического цилиндра, пневматический привод ‒ символом в виде пневматического цилиндра․
  • Ручка⁚ Обозначается символом в виде ручки, которая может быть изображена на корпусе задвижки или в отдельном блоке․
  • Датчики⁚ Обозначаются символом в виде круга с буквой «D» внутри․ Рядом с символом может быть указан тип датчика (например, датчик положения, датчик давления)․
  • Другие элементы⁚ Для обозначения других дополнительных элементов, таких как блоки управления, вентили, фильтры, используются условные знаки и символы, которые определяются стандартами и условиями проектирования․

Важно отметить, что конкретные символы для обозначения дополнительных элементов задвижек могут варьироваться в зависимости от стандартов и условий проектирования․ Однако принципы обозначения остаются едиными и позволяют однозначно определить наличие и тип дополнительных элементов задвижки на схеме․