Задвижка на чертежах: что это такое и как ее изображают

Задвижка на чертежах⁚ что это такое и как ее изображают

Задвижка – это арматура, которая используется для перекрытия потока жидкости или газа в трубопроводах․ Она состоит из корпуса, затвора, штока и других элементов, которые обеспечивают ее работу․ На чертежах задвижка изображается в виде условного обозначения, которое позволяет инженеру понять ее тип, размеры и конструкцию․

Что такое задвижка?

Задвижка – это один из наиболее распространенных типов трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия потока рабочей среды (жидкости, газа, пара) в трубопроводах․ Ее основная функция – это полное или частичное перекрытие проходного сечения трубопровода, что позволяет регулировать или полностью останавливать поток рабочей среды․

Задвижка состоит из нескольких основных элементов⁚

  • Корпус⁚ это основная часть задвижки, которая обеспечивает герметичность и прочность конструкции․ В корпусе находятся все остальные элементы задвижки․
  • Затвор⁚ это подвижный элемент, который перемещается внутри корпуса и перекрывает проходное сечение трубопровода․ Затвор может быть выполнен в виде диска, клина или шара, в зависимости от типа задвижки․
  • Шток⁚ это стержень, который соединяет затвор с механизмом управления задвижкой․ Шток обеспечивает перемещение затвора в корпусе и позволяет управлять открытием и закрытием задвижки․
  • Уплотнения⁚ это элементы, которые обеспечивают герметичность задвижки, предотвращая утечку рабочей среды․ Уплотнения могут быть выполнены из различных материалов, таких как резина, тефлон, графит и т․д․
  • Механизм управления⁚ это устройство, которое позволяет управлять открытием и закрытием задвижки․ Механизм управления может быть ручным (например, маховик), электрическим или пневматическим․

Задвижки широко применяются в различных отраслях промышленности⁚

  • Нефтегазовая промышленность⁚ для перекрытия потока нефти, газа, нефтепродуктов․
  • Химическая промышленность⁚ для перекрытия потока химических веществ․
  • Энергетика⁚ для перекрытия потока пара, воды, масла․
  • Водоснабжение и канализация⁚ для перекрытия потока воды․
  • Пищевая промышленность⁚ для перекрытия потока пищевых продуктов․

Правильное изображение задвижки на чертежах – это ключевой момент для успешного проектирования и монтажа трубопроводных систем․

Типы задвижек

Задвижки бывают разных типов, которые отличаются конструкцией затвора, способом управления и другими особенностями․ На чертежах это важно учитывать, чтобы правильно изобразить задвижку и указать ее характеристики․ Вот некоторые основные типы задвижек⁚

  • Клиновая задвижка⁚ самый распространенный тип задвижки․ Ее затвор имеет клиновидную форму и плотно прижимается к седлу, обеспечивая герметичность․ Клиновые задвижки могут быть односторонними или двусторонними, в зависимости от направления движения затвора․ Они просты в эксплуатации и ремонте, но могут быть менее герметичными при высоких давлениях․
  • Дисковая задвижка⁚ затвор в этом типе задвижки имеет форму диска, который перемещается перпендикулярно направлению потока․ Дисковые задвижки отличаются высокой герметичностью и устойчивостью к высоким давлениям․ Они применяются в различных отраслях промышленности, особенно там, где требуется высокая надежность и герметичность․
  • Шарнирная задвижка⁚ затвор в шарнирной задвижке имеет форму сектора, который вращается вокруг шарнира․ Этот тип задвижки отличается высокой герметичностью и обеспечивает плавное регулирование потока․ Шарнирные задвижки часто применяются в системах водоснабжения и канализации․
  • Параллельная задвижка⁚ затвор в параллельной задвижке перемещается параллельно направлению потока․ Этот тип задвижки отличается высокой герметичностью и используется в системах, где требуется высокая надежность и герметичность․
  • Задвижка с упорным кольцом⁚ этот тип задвижки имеет упорное кольцо, которое обеспечивает плотное прилегание затвора к седлу․ Задвижки с упорным кольцом отличаются высокой герметичностью и устойчивостью к высоким давлениям․ Они применяются в системах, где требуется высокая надежность и герметичность․

Помимо типа затвора, задвижки также классифицируются по способу управления⁚

  • Ручные задвижки⁚ управляются вручную с помощью маховика или рукоятки․
  • Электрические задвижки⁚ управляются с помощью электрического привода․
  • Пневматические задвижки⁚ управляются с помощью пневматического привода․
  • Гидравлические задвижки⁚ управляются с помощью гидравлического привода․

Выбор типа задвижки зависит от конкретных условий эксплуатации, таких как рабочее давление, температура, среда, тип потока и т․д․ На чертежах необходимо указать тип задвижки, ее размеры, материал, способ управления и другие характеристики, которые позволят инженеру правильно выбрать и смонтировать задвижку в трубопроводной системе․

Основные элементы задвижки на чертежах

На чертежах задвижки изображаются с указанием всех основных элементов, которые обеспечивают ее работу․ Правильное обозначение этих элементов позволяет инженеру понять конструкцию задвижки и ее характеристики․ К основным элементам задвижки относятся⁚

  • Корпус⁚ основная часть задвижки, которая обеспечивает герметичность и прочность․ На чертежах корпус изображается в виде прямоугольника или круга, с указанием диаметра или размера․
  • Затвор⁚ элемент, который перекрывает поток среды․ На чертежах затвор изображается в виде клиновидного элемента, диска, сектора или другого элемента, в зависимости от типа задвижки․
  • Шток⁚ соединяет затвор с механизмом управления․ На чертежах шток изображается в виде прямой линии, с указанием диаметра․
  • Седло⁚ поверхность, к которой прижимается затвор при перекрытии потока․ На чертежах седло изображается в виде дуги или прямой линии, с указанием размера․
  • Уплотнительные элементы⁚ обеспечивают герметичность задвижки․ На чертежах уплотнительные элементы изображаются в виде тонких линий, с указанием типа уплотнительного материала․
  • Механизм управления⁚ элемент, который обеспечивает управление задвижкой․ На чертежах механизм управления изображается в виде маховика, рукоятки, электродвигателя, пневматического или гидравлического привода․

Помимо основных элементов, на чертежах задвижки также могут указываться дополнительные элементы, такие как⁚

  • Крепежные элементы⁚ болты, гайки, шпильки, которые обеспечивают крепление задвижки к трубопроводу․
  • Подшипники⁚ обеспечивают плавное перемещение штока․
  • Ограничители хода⁚ предотвращают перемещение затвора за пределы допустимого диапазона․
  • Вспомогательные элементы⁚ датчики, реле, клапаны, которые обеспечивают дополнительные функции задвижки․

Правильное изображение всех элементов задвижки на чертежах позволяет инженеру понять ее конструкцию, функции и характеристики, что необходимо для правильного выбора, монтажа и эксплуатации задвижки․

Обозначение задвижки на чертежах

Обозначение задвижки на чертежах – это условное графическое изображение, которое позволяет быстро и точно определить тип, конструкцию и основные параметры задвижки․ Правильное обозначение задвижки на чертежах является необходимым условием для правильного выбора, монтажа и эксплуатации задвижки․

Обозначение задвижки на чертежах основывается на ГОСТ 2․780-2014 «Обозначения условные графические в документации»․ В соответствии с этим стандартом, задвижка обозначаеться условным графическим знаком, который состоит из следующих элементов⁚

  • Контур⁚ изображает форму задвижки (круг, прямоугольник, овал)․
  • Штриховка⁚ указывают тип задвижки (клиновая, параллельная, секторная)․
  • Цифры⁚ указывают диаметр условного прохода (ДУ)․
  • Буквы⁚ указывают тип соединения (фланцевое, сварное, резьбовое)․
  • Дополнительные обозначения⁚ указывают специальные характеристики задвижки (например, материал, давление, температура)․

Например, обозначение задвижки «Задвижка клиновая фланцевая ДУ 100» будет выглядеть следующим образом⁚

  • Контур⁚ прямоугольник․
  • Штриховка⁚ клиновая․
  • Цифры⁚ 100․
  • Буквы⁚ Ф․

Помимо условного графического знака, на чертежах задвижки могут указываться дополнительные сведения, такие как⁚ наименование, тип, материал, давление, температура, размеры, масса, номер чертежа, дата выпуска․ Эти сведения необходимы для правильного выбора, монтажа и эксплуатации задвижки․

Правильное обозначение задвижки на чертежах является необходимым условием для безопасной и эффективной эксплуатации трубопроводов․