Задвижка: устройство и принцип работы

Задвижка ‒ это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для полного перекрытия или открытия потока рабочей среды в трубопроводе. Она представляет собой устройство, которое состоит из корпуса, затвора, штока и механизма управления.

Что такое задвижка

Задвижка ‒ это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для полного перекрытия или открытия потока рабочей среды в трубопроводе. Она представляет собой устройство, которое состоит из корпуса, затвора, штока и механизма управления.

Затвор задвижки, как правило, представляет собой плоский диск или пластину, которая перемещается перпендикулярно направлению потока. При полном закрытии затвора, он плотно прижимается к седлу, образуя герметичное соединение, которое предотвращает прохождение рабочей среды.

Шток задвижки соединен с затвором и служит для его перемещения. Он может быть вращающимся или поступательным, в зависимости от типа задвижки; Механизм управления может быть ручным, электрическим, пневматическим или гидравлическим, и позволяет оператору открывать или закрывать задвижку.

Задвижки используются в различных отраслях промышленности, включая нефтегазовую, химическую, энергетическую, водоснабжение и канализацию. Они применяются для регулирования потока различных сред, таких как вода, газ, нефть, пар, химические вещества и другие жидкости и газы.

Выбор задвижки для конкретного случая зависит от ряда факторов, таких как давление, температура, среда, скорость потока, размер трубы и другие характеристики.

Типы задвижек

Задвижки классифицируются по различным признакам, в зависимости от конструкции, материала, типа управления и других параметров.

По типу затвора задвижки делятся на следующие виды⁚

  • Клиновые задвижки⁚ имеют клиновой затвор, который обеспечивает плотное прилегание к седлу. Они отличаются высокой герметичностью и надежностью, но могут быть сложными в эксплуатации при высоких давлениях.
  • Параллельные задвижки⁚ затвор в них перемещается параллельно оси трубы. Они более просты в конструкции и эксплуатации, но могут иметь меньшую герметичность, чем клиновые задвижки.
  • Шарнирные задвижки⁚ затвор в них представляет собой шарнирную пластину, которая прижимается к седлу. Они отличаются высокой герметичностью и низким сопротивлением потоку.
  • Ножевые задвижки⁚ затвор в них представляет собой нож, который перемещается перпендикулярно потоку. Они часто используются для перекрытия потока абразивных материалов.

По типу управления задвижки могут быть⁚

  • Ручные⁚ управление осуществляется вручную с помощью рукоятки или маховика.
  • Электрические⁚ управление осуществляется с помощью электропривода.
  • Пневматические⁚ управление осуществляется с помощью сжатого воздуха.
  • Гидравлические⁚ управление осуществляется с помощью гидравлического привода.

По материалу задвижки могут быть изготовлены из различных материалов, таких как сталь, чугун, латунь, бронза, пластик и другие. Выбор материала зависит от условий эксплуатации, температуры, давления и среды.

Принцип работы задвижки

Принцип работы задвижки основан на перемещении затвора, который перекрывает или открывает проходное сечение трубы.

При открытии задвижки затвор поднимается или опускается, создавая свободный проход для рабочей среды. В этом положении задвижка не оказывает значительного сопротивления потоку, обеспечивая минимальные потери давления;

При закрытии задвижки затвор опускается или поднимается, прижимаясь к седлу и полностью перекрывая проходное сечение трубы. Это обеспечивает полную герметичность и прекращение потока рабочей среды.

Тип движения затвора зависит от конструкции задвижки. В клиновых задвижках затвор перемещается по направляющим и прижимается к седлу с помощью клина. В параллельных задвижках затвор перемещается параллельно оси трубы, а в шарнирных задвижках затвор вращается вокруг шарнира.

Механизм управления задвижкой может быть ручным, электрическим, пневматическим или гидравлическим. Выбор механизма зависит от условий эксплуатации, размера задвижки и требований к автоматизации.

Важно отметить, что задвижки предназначены для полного перекрытия или открытия потока рабочей среды. Они не подходят для регулирования потока, так как при частичном открытии могут быть значительные потери давления и увеличенный износ затвора.

Задвижки на трубах⁚ что это и зачем они нужны

Сфера применения задвижек

Задвижки нашли широкое применение в различных отраслях промышленности и коммунального хозяйства, где требуется регулирование потока жидкостей, газов и других рабочих сред.

В энергетике задвижки используются для перекрытия и регулирования потока воды, пара, нефти и газа в системах теплоснабжения, электростанциях и нефтегазовых компаниях.

В химической промышленности задвижки применяются для перекрытия и регулирования потока химически активных веществ в технологических процессах;

В водоснабжении и канализации задвижки используются для перекрытия и регулирования потока воды в системах водоснабжения, канализации и орошения.

В строительстве задвижки применяются для перекрытия и регулирования потока воды в системах водоснабжения и отопления зданий.

В нефтегазовой промышленности задвижки используются для перекрытия и регулирования потока нефти, газа и других углеводородов в системах добычи, транспортировки и переработки.

В металлургии задвижки применяются для перекрытия и регулирования потока расплавленного металла в системах литья и переработки.

В пищевой промышленности задвижки используются для перекрытия и регулирования потока жидкостей и газов в системах производства и переработки пищевых продуктов.

В медицине задвижки применяются в системах медицинского оборудования, например, для регулирования потока крови в аппаратах искусственного кровообращения.

В других отраслях задвижки также находят широкое применение в зависимости от требований к рабочей среде и условиям эксплуатации.